| Очередное заседание методического совета. Один за другим встают учителя, рассказывают об успеваемости в классах, о технологиях и методах обучения. Деловая, рабочая обстановка. Я с глубоким уважением смотрю на директора, его заместителей, своих коллег, влюблённых в профессию. За плечами почти каждого из них огромный педагогический опыт, в сердцах – неподдельная любовь и привязанность к детям. Такие добрые и симпатичные люди, которые работают вместе со мной в этой школе. Работают не за хлеб, а за совесть. |
Как-то, лет семь назад, с нами, учителями
школы, проводился психологический тренинг. Нужно было, одним словом ответить на
вопрос: "Кто я?” Не раздумывая, я ответила: "Я – учительница”. Наверное, это
неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: "Я – мать”, или "Я –
женщина”, или "Я – человек”. Но "Я – учительница!” И в тот момент я поняла, что
учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной
ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.
Каждый
день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит
будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими
станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я
– первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют
мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. От меня зависит, как родители
будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.
Произошли большие перемены. Изменилось время.
Изменились люди. Изменяется образовательная система.
Какими же
должны быть современная школа и деятельность учителя, чтобы современному
ребенку было интересно?
Занимаясь воспитанием и образованием детей,
мы работаем практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому
быть человеком новой формации, не человеком, дающим готовые истины, а
искателем, странником, всегда находящимся в пути. На практике часто приходится
наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются
на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Я
хочу быть нужной в 21 веке и не боюсь изменять свою точку зрения. Свой предмет,
своя область знаний для меня являются ведущими. Но я не забываю о существовании
и других областей. Отличительными чертами современного педагога,
педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование,
самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост
учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является
одной из причин моего личного участия в обучающих, практических
семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах . 21 век отличается от других столетий своей
информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому
я должна быть готова к любому общению. Педагог 21 века - грамотный, умеющий
работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации,
ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению
через "Интернет".
С появлением компьютера очень часто
стали говорить о том, что человек сам может учиться, получать необходимые ему
знания, необходимую информацию не из традиционных учебников, а через компьютер.
Так что же профессия учителя со временем станет ненужной, как и многие профессии, поглощенные стремительным
развитием общества, прогрессом в науке и технике?
Я надеюсь, что, как бы далеко ни
зашел процесс автоматизации обучения,
учитель не забудет о важности
непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная
техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к
изучаемому материалу. Любое техническое
средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный
помощник для педагога, вспомогательное средство.
В век автоматизации от
человека требуется максимальная
степень напряжения своих
интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возросла.
Поэтому, самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются,
творчески работают, принимают самостоятельно решения. Самые
приятные минуты, когда
их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
Педагогическую деятельность необходимо осуществлять
в духе времени. Это значит, что у каждого времени свой дух, своя нравственная
основа. Мы стоим на границе двух времен – прошлого и будущего. Мы не знаем,
что будет ценно в 21 веке, но мы знаем, что было ценным во все времена. Поэтому
главная моя задача – высветить то, что лежит в основе становления образованного
и воспитанного человека и ориентировать на то, что действительно ценно и
значимо в жизни.
Подводя
итог, хочу отметить, что не смотря на мнения о том, что современная школа – школа,
прежде всего высокотехнологичная, роль учителя, знатока, эрудита,
профессионала, незаменима и неизмеримо ответственна. Современный учитель -
творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог,
организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы,
обобщению своего опыта.
Мой педагогический стаж очень мал, но я уверена, что не ошиблась в
выборе профессии. Я чувствую, что в моих силах что-то изменить в детях в лучшую
сторону, что дети – это отражение нас самих, и осознание этого дает мне
уверенность в необходимости того, что я делаю, понимание того, что сначала
именно мне нужно стать лучше, чище и добрее.
Обучая других, ты учишься сам –
пониманию, прощению и терпению… И я верю, что
в будущем учитель как профессия станет крайне востребованной и
уважаемой.
|